Перейти к:
МУЛЬТИМОРБИДНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДИКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ КОНТРАСТ-ИНДУЦИРОВАННОЙ НЕФРОПАТИИ В ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-1-34-38
Аннотация
ЦЕЛЬ: изучение мультиморбидности как фактора риска развития контраст-индуцированной нефропатии при проведении рентгеноэндоваскулярного вмешательства у пациентов старших возрастных групп. ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Обследованы пациенты возрастных групп: 34 – 59 лет (49,7±7,8 года) – 35 человек (группа контроля), 60 – 74 года (65,5±4,1) – 48 человек и 75 – 82 года (78,8±4,2) – 22 человека. Проведено исследование функционального состояния почек у пациентов пожилого и старческого возраста до и через 24, 48, 120 ч после проведения рентгеноэндоваскулярного вмешательства. Анализировали влияние мультиморбидных состояний на вероятность развития контраст-индуцированной нефропатии (КИН). РЕЗУЛЬТАТЫ. Выявлена тесная взаимосвязь между показателями мультиморбидности, сывороточной концентрацией креатинина в разные временные промежутки после рентгеноэндоваскулярного вмешательства и риском развития КИН. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У пациентов пожилого и старческого возраста наличие мультиморбидных состояний является фактором риска развития КИН при проведении рентгеноэндоваскулярных вмешательств.
Ключевые слова
Для цитирования:
Арьев А.Л., Чесноков А.А., Дзахова С.Д., Овсянникова Н.А., Арьева Г.Т. МУЛЬТИМОРБИДНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДИКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ КОНТРАСТ-ИНДУЦИРОВАННОЙ НЕФРОПАТИИ В ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Нефрология. 2017;21(1):34-38. https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-1-34-38
For citation:
Ariev A.I., Chesnokov A.A., Dzakhova S.D., Ovsiannikova N.A., Arieva G.T. MULTIMORBIDITY AS ONE OF RISK PREDICTORS FOR CONTRAST INDUCED NEPHROPATHY IN GERIATRIC PRACTICE. Nephrology (Saint-Petersburg). 2017;21(1):34-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-1-34-38
ВВЕДЕНИЕ
В современной литературе широко представлена проблема контраст-индуцированной нефропатии в равной степени как вопрос острого повреждения почек на фоне проведения как рентгеноконтрастных исследований, так и рентгеноэндоваскулярных вмешательств [1-5]. Тем не менее, до настоящего времени наиболее дискуссионными остаются вопросы, связанные с развитием и риском развития контраст-индуцированной нефропатии (КИН) или острого повреждения почек (ОПП) у пациентов старших возрастных групп - пожилого, старческого возраста и долгожителей.
Системный обзор по проблеме моделей прогнозирования риска развития контрастиндуцированной нефропатии был представлен в 2015 году группой S.A. Silver [6], в который с учетом принципов доказательной медицины авторы включили лишь 12 исследований из 3567 опубликованных в рецензируемых международных журналах. После всестороннего статистического анализа было предложено несколько математических моделей для выявления предикторов развития контраст-индуцированной нефропатии. Число показателей в каждой из них колебалось от 3 до 15. В 11 моделях из 12 в качестве статистически наиболее значимого предиктора было представлено наличие пред существующей хронической болезни почек (ХБП). В одном исследовании вообще не был включен в качестве предиктора факт наличия в анамнезе ХБП [7]. Среди прочих показателей фигурировали возраст (восемь моделей); сахарный диабет (восемь моделей); сердечная недостаточность или снижение фракции выброса (восемь моделей) и объем введенного контраста (семь моделей). В единичных моделях включались пол пациента, характер медикаментозного лечения или какие-либо другие, кроме креатинина сыворотки, лабораторные показатели. Протеинурию, как фактор риска, включала только одна модель [8].
Хорошо известно, что у лиц старших возрастных групп очень часто имеется не одно, а несколько заболеваний. В подобной ситуации обычно используют один из трех терминов: ко- морбидность, мультиморбидность и полипатия. К сожалению, четкого общепринятого определения критериев каждого из представленных терминов в настоящее время не существует. Мы согласны с большинством интернистов, которые считают, что под коморбидными определенному заболеванию понимаются те из них, которые встречаются при этом заболевании чаще, чем в общей популяции, и имеют с ним некоторые общие этиологические или патогенетические механизмы [9] В англоязычной литературе широко используется термин «мультиморбидность», под которой понимают наличие нескольких хронических заболеваний у одного больного при отсутствии каких-либо причинно-следственных отношений и статистических характеристик. В нашей статье использован именно этот термин, так как в реальной клинической практике далеко не всегда у конкретного пациента можно детально проанализировать все возможные патогенетические взаимосвязи.
Целью исследования явилось изучение мультиморбидности как фактора риска развития контраст-индуцированной нефропатии при проведении рентгеноэндоваскулярного вмешательства у пациентов старших возрастных групп.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
Обследовано 105 пациентов мужского пола с ИБС до и после проведения рентгеноэндоваскулярных вмешательств.
Дизайн исследования
- Критерии включения пациентов в исследование: пациенты, страдающие ИБС, пожилого и старческого возраста, имеющие показания к проведению коронарографии с низким и умеренным риском развития КИН.
- Критерии исключения пациентов из исследования: верифицированная первичная и вторичная нефропатия, хроническая болезнь почек С3 стадии и выше, патология печени, сахарный диабет (инсулинозависимый).
Больные были разделены, согласно классификации ВОЗ, на три возрастные группы:
- группа среднего возраста (контроль) - 35 человек в возрасте 34 - 59 лет (49,7±7,8 года);
- группа пожилого возраста - 48 человек в возрасте 60 - 74 лет (66,1±4,1 года);
- группа старческого возраста - 22 человека в возрасте 75 - 82 лет (78,8±4,2 года).
У всех обследуемых оценивали уровень сывороточного Cr до и через 24, 48, 120 ч (CrP0, CrP24, CrP48, CrP120) после проведения рентгеноэндоваскулярного вмешательства в трех возрастных группах. Скорость клубочковой фильтрации (CCrPO, CCrP24, CCrP48, CCrP120) оценивали по формуле CKD-EPI [10]
Для определения степени риска КИН использовали балльную оценку по R. Mehran и соавт. [11] в модификации B. Barrett и P. Parfrey [12].
Для комплексной оценки соматической патологии применяли индекс кумулятивной рейтинговой шкалы заболеваний гериатрических больных (Cumulative Illness Rating Scale for Geriatric Patients - CIRS-G) [13].
Методика данного теста заключается в оценке патологических состояний у гериатрического пациента по 14 основным органам и системам органов. Для анализа каждого параметра, являющегося показателем наличия патологического состояния конкретного органа или системы органов у гериатрического больного, применяется 4-х балльная шкала, позволяющая врачу ранжировать степень тяжести сопутствующего патологического процесса в соответствии с инструкцией. Соответственно в зависимости от тяжести сопутствующей патологии сумма баллов может колебаться от 0 до 56.
Показатель CIRS(G) определяется подсчётом общего количества баллов по каждому патологическому состоянию органа или системы органов, с учётом степени их тяжести.
Таблица 1
Стратификация риска острого снижения функции почек после чрескожного коронарного вмешательства (R. Mehran и соавт., 2004 в модификации B. Barrett и P. Parfrey, 2006)
Для анализа сочетанной патологии у каждого конкретного пациента в исследовании также использовали показатель мультиморбидности - абсолютное число заболеваний у одного пациента.
Статистический анализ результатов выполняли с использованием пакета прикладных статистических программ «Statistica v6.0» («StatSoft Inc», США). Для оценки силы связи между изучаемыми переменными использовали коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Нулевую статистическую гипотезу об отсутствии различий и связей отвергали при p<0,05.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В табл. 2 представлены результаты корреляционного анализа взаимосвязи параметров функционального состояния почек, мультиморбидности и показателя CIRS(G) в общей выборке. Как видно из таблицы, показатели мультиморбидности и CIRS(G) имели статистически значимые тесные корреляционные взаимосвязи с показателями функционального состояния почек как до проведения рентгеноэндоваскулярного вмешательства, так и через 24, 48 и 120 ч после. Особого внимания заслуживает факт наличия взаимосвязей между показателями мультиморбидности и CIRS(G) с показателем риска развития КИН (г = 0,68, p<0,05 и r=0,59, p<0,05 соответственно).
Представляет интерес и подлежит осмыслению тот факт, что показатель риска КИН имел тесные корреляционные взаимосвязи с сывороточной концентрацией креатинина в исследуемые интервалы времени при отсутствии таковых с показателем клиренса креатинина (см. табл. 2). Возможно, это было связано с тем, что исходно в исследование не включались пациенты с высоким и очень высоким риском КИН. Аналогичная картина наблюдалась и при сопоставлении факта наличия СД и клиренсовыми показателями (за исключением CCr120). Последнее также можно объяснить присутствием в исследовании только пациентов с СД 2 типа полностью компенсированного.
Показатели коморбидности и CIRS(G) имели статистически значимую взаимосвязь в первую очередь с показателями риска развития КИН также с сывороточной концентрацией креатинина до проведения эндоваскулярного вмешательства и через 24, 48 и 120 ч после его проведения. Исключение составила 2-я возрастная группа (60-74 года).
ОБСУЖДЕНИЕ
Необходимо отметить, что степень достоверности или выраженности взаимосвязи между показателями мультиморбидности и CIRS(G) с показателем риска развития КИН повышалась от «младшей» - до 59 лет к «старшей» возрастной группе - 75 лет и выше: по показателю коморбид- ности - Rs=0,47 - 0,79 - 0,85 соответственно, по показателю CIRS(G) - Rs =0,45 - 0,72 - 0,76 соответственно.
Таблица 2
Корреляционный анализ взаимосвязи параметров функционального состояния почек, коморбидности/мультиморбидности и показателя CIRS(G) в общей выборке (возраст 34-82 года, n=105) (Spearman Rank Order Correlations)
| Рост (см) | Масса тела (кг) | CrP0 | CrP24 (ммоль/л) | CrP48 (ммоль/л) | CrP120 (ммоль/л) | CCr0 | CCr24 (мл/мин) | CCr48 (мл/мин) | CCr120 (мл/мин) | Коморбидность | CIRS (G) |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СД |
|
| 0,41 | 0,33 | 0,37 | 0,40 | -0,18 |
|
| -0,19 | 0,75 | 0,64 |
Риск КИН |
|
| 0,28 | 0,25 | 0,24 | 0,30 |
|
|
|
| 0,68 | 0,59 |
Возраст |
|
| 0,28 | 0,32 | 0,34 | 0,35 | -0,41 | -0,46 | -0,42 | -0,43 | 0,63 | 0,57 |
Рост, см | 1,00 | 0,32 |
| 0,19 |
|
| 0,19 | 0,20 | 0,21 | 0,25 |
|
|
Масса тела, кг | 0,32 | 1,00 | 0,24 | 0,32 |
|
| 0,54 | 0,60 | 0,58 | 0,55 |
|
|
CrP0 |
| 0,24 | 1,00 | 0,72 | 0,67 | 0,84 | -0,42 |
| -0,20 | -0,32 | 0,45 | 0,43 |
CrP24, ммоль/л | 0,19 | 0,32 | 0,72 | 1,00 | 0,53 | 0,64 | -0,21 | -0,24 |
|
| 0,38 | 0,35 |
CrP48, ммоль/л |
|
| 0,67 | 0,53 | 1,00 | 0,73 | -0,31 |
| -0,44 | -0,34 | 0,37 | 0,40 |
CrP120, ммоль/л |
|
| 0,84 | 0,64 | 0,73 | 1,00 | -0,47 | -0,27 | -0,37 | -0,51 | 0,44 | 0,43 |
CCr0 | 0,19 | 0,54 | -0,42 | -0,21 | -0,31 | -0,47 | 1,00 | 0,88 | 0,88 | 0,95 | -0,39 | -0,38 |
CCr24, мл/мин | 0,20 | 0,60 |
| -0,24 |
| -0,27 | 0,88 | 1,00 | 0,85 | 0,88 | -0,36 | -0,34 |
CCr48, мл/мин | 0,21 | 0,58 | -0,20 |
| -0,44 | -0,37 | 0,88 | 0,85 | 1,00 | 0,92 | -0,30 | -0,32 |
CCr120, мл/мин | 0,25 | 0,55 | -0,32 |
| -0,34 | -0,51 | 0,95 | 0,88 | 0,92 | 1,00 | -0,36 | -0,35 |
Коморбидность |
|
| 0,45 | 0,38 | 0,37 | 0,44 | -0,39 | -0,36 | -0,30 | -0,36 | 1,00 | 0,90 |
CIRS(G) |
|
| 0,43 | 0,35 | 0,40 | 0,43 | -0,38 | -0,34 | -0,32 | -0,35 | 0,90 | 1,00 |
Примечание. Выделены только статистически значимые коэффициенты корреляции, p<0,05.
Известно, что наиболее серьезным фактором риска развития КИН является сахарный диабет. В настоящем исследовании также проведен сопоставительный корреляционный анализ между фактом наличия сахарного диабета у исследуемых пациентов и функциональными показателями почек. Еще раз подтверждено, что СД серьезно повышает риск развития КИН и отрицательно влияет на показатели функционального состояния почек в течение всего периода наблюдения (исходно и через 24, 48 и 120 ч после оперативного вмешательства).
Рисунок. Корреляционный анализ взаимосвязи параметров функционального состояния почек, коморбидности и показателя CIRS(G) в исследуемых возрастных группах (Spearman Rank Order Correlations).
Таким образом, показано, что мультиморбидность [включая индексовый показатель CIRS(G)]
тесно взаимосвязана как с самим фактором риска развития КИН, так и с другими факторами риска развития ОПП (сахарный диабет, возраст, креатинин сыворотки до и через 24, 48, 120 ч после коронарографии) и, в конечном счете, может рассматриваться как один из важных факторов риска развития КИН.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мультиморбидность и ее индексовые показатели необходимо учитывать наряду с общепризнанными факторами риска развития ОПП у пациентов пожилого и старческого возраста при проведении рентгеноэндоваскулярных вмешательств.
Индексовый показатель CIRS(G) может быть использован для характеристики мультиморбидных состояний у пациентов старших возрастных групп при планировании предстоящих рентгеноэндоваскулярных вмешательств и прогнозирования риска развития контраст-индуцированной нефропатии.
Список литературы
1. Смирнов АВ, Каюков ИГ, Добронравов ВА, Румянцев АШ. Острое повреждение почек : концептуальные проблемы. Нефрология 2014; 18(2): 8-24 [Smirnov AV, Kaiukov IG, Dobronravov VA, Rumyantsev ASh. Ostroe povrezhdenie pochek: kontceptual`nye problemy`. Nefrologia 2014; 18(2): 8-24]
2. Смирнов АВ, Добронравов ВА, Шилов ЕМ, Румянцев АШ. Острое повреждение почек. В Шилов ЕМ, Смирнов АВ, Козловская НЛ, ред. Нефрология. Клинические рекомендации. ГЭОТАР-Медиа, М., 2016: 561-616 [Smirnov AV, Dobronravov VA, Shilov EM, Rumyantsev ASh. Ostroe povrezhdenie pochek. V Shilov EM, Smirnov AV, Kozlovskaia NL, red. Nefrologiia. Clinicheskie rekomendatcii. GE`OTAR-Media, M., 2016: 561-616]
3. Каюков ИГ, Румянцев АШ. Контраст-индуцированное острое повреждение почек. В Смирнов АВ, Добронравов ВА, Румянцев АШ, Каюков ИГ, ред. Острое повреждение почек. Медицинское информационное издательство, М., 2015: 393-415 [Kaiukov IG, Rumyantsev ASh. Kontrast-indutcirovannoe ostroe povrezhdenie pochek. V Smirnov AV, Dobronravov VA, Rumiantcev ASh, Kaiukov IG, red. Ostroe povrezhdenie pochek. Meditcinskoe informatcionnoe izdatel`stvo, M., 2015: 393-415]
4. Bartorelli AL, Marenzi G. Contrast-induced nephropathy. J Interv Cardiol 2008 Feb.; 21(1):74-85
5. Chong E, Poh KK, Liang S et al. Comparison of risks and clinical predictors of contrast-induced nephropathy in patients undergoing emergency versus non-emergency percutaneous coronary interventions. J Int Cardiol 2010; 23: 451-459
6. Silver SA, Shah PM, Chertow GM et al. Risk prediction models for contrast induced nephropathy: systematic review. BMJ 2015 Aug 27; 351:h4395
7. Marenzi G, Lauri G, Assanelli E et al. Contrast-induced nephropathy in patients undergoing primary angioplasty for acute myocardial infarction. J Am Coll Cardiol 2004;44:1780-1785
8. Victor SM, Gnanaraj A, S V et al. Risk scoring system to predict contrast induced nephropathy following percutaneous coronary intervention. Indian Heart J 2014;66:517-524
9. Белялов ФИ. Лечение внутренних болезней в условиях коморбидности: монография; изд. 8-е, перераб. и доп. РИО ИГИУВа, Иркутск, 2011: 300 [Belialov FI. Lechenie vnutrennikh boleznei` v usloviiakh komorbidnosti: monografiia; izd. 8, pererab. i dop. Irkutsk: RIO IGIUVa, 2011: 300]
10. Andrew S. Levey, MD; Lesley A. et al. A New Equation to Estimate Glomerular Filtration Rate. Ann Intern Med 2009; 150(9):604-612]
11. Mehran R, Aymong ED, Nikolsky E et al. A simple risk score for prediction of contrast-induced nephropathy after percutaneous coronary intervention: development and initial validation. J Am CollCardiol 2004; 44: 1393-1399 12/ Barrett BJ, Parfrey PS. Preventing nephropathy induced by contrast medium. N Engl J Med 2006; 354 (4): 379-386
12. Miller MD, Paradis CF, Houck PR et al. Rating chronic medical illness burden in geropsychiatric practice and research: application of the Cumulative Illness Rating Scale. Psychiatry Res 1992 Mar; 41(3):237-248
Об авторах
А. Л. АрьевРоссия
Профессор Арьев Александр Леонидович, доктор медицинских наук.
Кафедра геронтологии, гериатрии и сестринского дела.
199015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.
А. А. Чесноков
Россия
Чесноков Александр Алексеевич, заместитель главного врача по качеству медицинской помощи.
190103, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, д. 148.
С. Д. Дзахова
Россия
Дзахова Светлана Дмитриевна, кандидат медицинских наук, доцент.
Кафедра геронтологии, гериатрии и сестринского дела.
199015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.
Н. А. Овсянникова
Россия
Овсянникова Наталья Александровна, кандидат медицинских наук.
Кафедра геронтологии, гериатрии и сестринского дела.
199015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.
Г. Т. Арьева
Россия
Арьева Галина Тарасовна, кандидат медицинских наук, доцент.
Кафедра геронтологии, гериатрии и сестринского дела.
199015, Санкт-Петербург, ул. Кирочная, д. 41.
Рецензия
Для цитирования:
Арьев А.Л., Чесноков А.А., Дзахова С.Д., Овсянникова Н.А., Арьева Г.Т. МУЛЬТИМОРБИДНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ ПРЕДИКТОРОВ РИСКА РАЗВИТИЯ КОНТРАСТ-ИНДУЦИРОВАННОЙ НЕФРОПАТИИ В ГЕРИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ. Нефрология. 2017;21(1):34-38. https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-1-34-38
For citation:
Ariev A.I., Chesnokov A.A., Dzakhova S.D., Ovsiannikova N.A., Arieva G.T. MULTIMORBIDITY AS ONE OF RISK PREDICTORS FOR CONTRAST INDUCED NEPHROPATHY IN GERIATRIC PRACTICE. Nephrology (Saint-Petersburg). 2017;21(1):34-38. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-1-34-38