Перейти к:
ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ ГИПЕРКАЛЬЦИУРИИ У ДЕТЕЙ. АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ
https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-4-68-72
Аннотация
Для цитирования:
Михеева Н.М., Выходцева Г.И., Зверев Я.Ф., Лобанов Ю.Ф. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ ГИПЕРКАЛЬЦИУРИИ У ДЕТЕЙ. АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ. Нефрология. 2017;21(4):68-72. https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-4-68-72
For citation:
Mikheeva N.M., Vykhodtseva G.I., Zverev Ya.F., Lobanov Yu.F. FEATURES OF THE COURSE OF IDIOPATHIC HYPERCALCIURIA IN CHILDREN. ANALYSIS OF CLINICAL AND LABORATORY MANIFESTATIONS. Nephrology (Saint-Petersburg). 2017;21(4):68-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-4-68-72
ВВЕДЕНИЕ
Идиопатическая гиперкальциурия (ИГ) представляет собой метаболическое нарушение, являющееся наиболее частой причиной возникновения кальциевого нефролитиаза у взрослых и детей [16]. Это полигенно наследуемое мультифакторное заболевание, впервые описанное в 1953 году [7], характеризуется повышенной экскрецией кальция с мочой на фоне нормокальциемии и нормального плазменного уровня паратиреоидного гормона. На практике о гиперкальциурии говорят при экскреции с мочой более 250 мг (6,25 ммоль) кальция в сутки у женщин и 300 мг (7,5 ммоль) - у мужчин или 4 мг/кг (0,1 ммоль/кг) у всех возрастов независимо от пола [8]. Кроме суточной экскреции Ca2+, показателем, дающим основание судить о наличии гиперкальциурии, является определяемое в моче соотношение между выделением кальция и креатинина (Ca/Cr), которое в норме не должно превышать 0,21 мг/мг или 0,6 ммоль/ммоль. Данный показатель чаще используется у детей в связи с определенными трудностями, возникающими при сборе мочи за 24 ч. Наблюдения нефрологов свидетельствуют, что в мире как у взрослых, так и у детей отмечаются значительные колебания в распространенности ИГ. Так, если у японских детей частота идиопатической гиперкальциурии невелика и составляет лишь 0,6%, то среди детей, проживающих на острове Ла Гомера (Канарские острова), эта величина достигает 16%, а в г. Казалинске на побережье Аральского моря (Казахстан) - 38,6% [9,10]. Средние же показатели, характерные для России, развитых стран Запада, включая США, а также государств Ближнего Востока, колеблются от 3 до 11% от общей детской популяции [11,12].
Симптоматика идиопатической гиперкальциурии у детей существенно отличается от взрослых. Если у взрослых пациентов ИГ наиболее часто сочетается с развитием нефролитиаза и реже - остеопороза, у детей на первый план, как правило, выходят так называемые «некалькулезные проявления». К этим проявлениям идиопатической гиперкаль- циурии у детей следует отнести гематурию, дизурические расстройства, инфекции мочевых путей, болевой абдоминальный синдром [13-18]. В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение клинико-лабораторных проявлений гиперкальциу- рии у детей г. Барнаула, проживающих в зоне резкоконтинентального климата Юга Западной Сибири.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ
В наше исследование было включено239 детей в возрасте от 1 мес до 16 лет (средний возраст 6,6±2,72 года) с идиопатической гиперкальциурией (ИГ), диагностированной по уровню каль- ций/креатининового коэффициента (ККК) более 0,6 ммоль/ммоль и нормального плазменного содержания кальция и паратгормона. Обязательным явилось информированное согласие пациента или его родителей на участие в исследовании. В анализ были включены результаты генеалогического анамнеза ребенка, наличие в семье и у родственников почечной и обменной патологии, наличие у ребенка сопутствующих заболеваний органов мочевой системы. Проводилось изучение соматического статуса с выявлением дизурического, болевого, отечного синдромов. Всем больным проводили общеклинические исследования: общий анализ крови, общий анализ мочи. Биохимические исследования включали определение в сыворотке крови содержания кальция, фосфора, мочевины, креатинина. При оценке биохимического анализа мочи обращали внимание на уровень кальция и фосфора в моче, мочевины и креатинина в моче, содержание мочевой кислоты, значение кальций/креатининового коэффициента. Состояние органов мочевой системы и наличие обструкции уточняли с помощью ультразвукового исследования почек и мочевого пузыря, экскреторной урографии. Статистическая обработка материала проведена методами вариационной статистики с использованием пакета статистической программы «Statistica 6,0 forWindows». Для описания распределений применяли среднее арифметическое значение (М), стандартную ошибку среднего (m). Достоверность различий количественных признаков, имеющих нормальное распределение, анализировали с помощью t-критерия Стьюдента. В случае ненормального распределения вариационного ряда использовали х2-критерий Пирсона. Значения р<0,05 рассматривали как значимые.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Средний возраст обследованных составил 6,6±2,72 года, при этом число детей до 1 года было 13 (5,4 %), от 1 года до 3 лет - 62 (25,9%), 4-6 лет - 91 (38,1%), 7-14 лет - 62 (25,9%) и старше 14 лет - 11(4,6%). По полу пациенты распределились следующим образом: мальчиков 85 (35,6%), девочек - 154 (64,4%).
Оценка генеалогического анамнеза показала, что 134 (56,1%) ребенка с гиперкальциурией имели отягощенный семейный анамнез по мочекаменной болезни. У 45 (18,8%) детей была выявлена отягощенная наследственность по инфекции мочевой системы.
Сопутствующая патология со стороны органов мочевой системы у обследованных нами детей с гиперкальциурией представлена в таблице.
Сопутствующая патология у детей с гиперкальциурией
Нозология | Количество детей, абс.(%) |
---|---|
Мочекаменная болезнь Инфекция мочевой системы Аномалии органов мочевой системы Нейрогенные расстройства мочеиспускания | 36 (15,1) 92 (38,5) 65 (27,2) 22 (9,2) |
Анализ сопутствующей патологии у обследованных нами детей, как видно из таблицы, показал сочетание гиперкальциурии с инфекцией мочевой системы у 92 (38,5%) пациентов, при этом у 38 детей (41,3%) ИМС носила рецидивирующий характер. У 36 пациентов с гиперкальциурией уже в детском возрасте была выявлена МКБ. 22 пациента (9,2%) имели различные нейрогенные расстройства мочеиспускания, при этом у 17 детей регистрировался энурез.
У 65 (27,2%) детей с гиперкальциурией были выявлены аномалии органов мочевой системы (рисунок).
Структура врожденных аномалий органов мочевой системы у детей с гиперкальциурией.
Оценка клинических проявлений у детей с гиперкальциурией показала, что 116 (48,5%) пациентов имели различные дизурические расстройства. Из них 58 (24,3%) - предъявляли жалобы на редкие мочеиспускания, 19 (7,9%) пациентов отмечали болезненные мочеиспускания, у 17 (7,1%) детей отмечался энурез и, 22 (9,2%) ребенка имели императивные позывы к мочеиспусканию. Умеренные проявления отечного синдрома в виде пастозности лица, век были отмечены у 109 (45,6%) пациентов. У 28 (11,7%) обследованных детей гиперкальциурия сопровождалась болевым синдромом, при этом 20 пациентов предъявляли жалобы на боли в животе и 8 - в поясничной области. В то же время, у 14% пациентов гиперкальциурия протекала бессимптомно.
Результаты лабораторных исследований показали наличие мочевого синдрома в виде микрогематурии у 46 (19,2%) детей с гиперкальциурией, лейкоцитурии - у 33 (13,8%), микропротенурии - у 16 (6,7%) пациентов. Гиперстенурия регистрировалась у 89 (37,2%) обследованных детей. В мочевом осадке у 31,8% детей с гиперкальциурией отмечалась кристаллурия, статистически значимо чаще представленная солями щавелевой кислоты: оксалаты были обнаружены у 60,5% детей с кристаллурией (p<0,05). Фосфатурия и уратурия регистрировались значительно реже - у 30,3 и 9,2% пациентов соответственно.
ОБСУЖДЕНИЕ
Полученные результаты указывают на наличие явной связи между повышенной экскрецией кальция с мочой у детей с идиопатической гиперкальциурией и такими патологическими состояниями как нейрогенные расстройства мочеиспускания, инфекция мочевой системы, болевой абдоминальный синдром, мочевой синдром в виде гематурии. Анализ литературных данных позволяет предположить, что в основном перечисленные проявления идиопатической гиперкальциурии у детей обусловлены образованием микрокристаллов в почечной ткани в результате кальциевого пересыщения мочи с повреждением и/или раздражением эпителия мочевыводящих путей.
Установлено, что у детей с идиопатической гиперкальциурией присоединение инфекции мочевой системы наблюдается значительно чаще, чем у пациентов с нормальной почечной экскрецией кальция [15,19,20]. По-видимому, в основе инфекционного повреждения эпителия мочевых путей лежит литогенный процесс, решающую роль в котором играет кристаллурия. Образующиеся микрокристаллы (главным образом оксалата кальция) являются своеобразной матрицей для бактерий, что позволяет последним накапливаться и сохранять свое присутствие в почечной ткани, не подвергаясь вымыванию с током мочи [21]. Кроме того, поверхность кристаллов создает прослойку между микроорганизмами и клетками почечных канальцев, а отсутствие прямого контакта с бактериями ослабляет бактерицидные свойства уротелия [19]. Также возможно и прямое воздействие кристаллов оксалата кальция на эпителий мочевых путей, индуцирующее развитие воспалительного процесса, возможно, через усиление почечными клетками синтеза остеопонтина, который является известным стимулятором каскада воспалительных реакций [22, 23]. В ряде исследований показано, что доля детей с ИМС, имевших идиопатическую гиперкальциурию, колеблется от 16 до 44% [15, 24, 25].
Гематурия является одним из наиболее частых проявлений у детей с идиопатической гиперкальциурией. Причины, обусловливающие связь между гематурией и ИГ, до конца не выяснены. Существует гипотеза, согласно которой в основе развития гематурии при ИГ лежит процесс микрокристаллизации, который возникает в результате повышения содержания Ca2+ в почечной ткани. Образующиеся при этом микрокристаллы механически повреждают эпителий почечных канальцев и вызывают у детей гематурию, как и ряд других характерных для ИГ симптомов [26]. Наличие связи между гематурией и гиперкальциурией у детей подтверждается статистическими исследованиями. Как правило, у 35-40% детей с гематурией выявляется идиопатическая гиперкальциурия [14, 27, 28].
Значение гиперкальциурии в развитии ночного недержания мочи было показано рядом исследований [13, 29-31]. Предполагается, что гиперкальциурия ослабляет ночное выделение вазопресси- на. Это сопровождается ослаблением почечной реабсорбции воды в дистальных канальцах и ведет к развитию ночной полиурии. Высказанное предположение позволило отнести ИГ к факторам риска ночного недержания мочи [32].
Развитие болевого абдоминального синдрома у детей с гиперкальциурией можно объяснить тем, что кальциевые кристаллы вызывают раздражение эпителия мочевых путей, что обусловливает возникновение пельвиоуретеральных спазмов и спазмов мочевого пузыря. Косвенным подтверждением этого предположения является тот факт, что нередко болевой абдоминальный синдром у детей сопровождается гематурией и инфекцией мочевых путей, которые, как полагают, также связаны с повреждающим действием кристаллов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, идиопатическая гиперкальци- урия у детей нередко сочетается с такими патологическими состояниями, как инфекции мочевых путей, нейрогенные расстройства мочеиспускания, аномалии органов мочевой системы, болевой абдоминальный синдром, и может являться причиной развития мочекаменной болезни уже в детском возрасте. Это указывает на необходимость определения суточной экскреции кальция или соотношения кальций/креатинин в моче у детей с указанными патологическими состояниями для решения вопроса об адекватной коррекции метаболических нарушений.
Список литературы
1. Михеева НМ, Зверев ЯФ, Выходцева ГИ, Лобанов ЮФ. Нефролитиаз как проявление идиопатической гиперкальциурии у детей Барнаула. Клиническая нефрология 2014; 2: 35-37 [Miheeva NM, Zverev JaF, Vyhodceva GI, Lobanov JuF. Nefrolitiaz kak proyavleniye idiopaticheskoj giperkal’ciurii u detej. Klin. Nefrologija 2014; № 2: 35-37]
2. Lau KK. Clinical manifestations of pediatric idiopathic hypercalciuria. Front Biosci (Elite Ed) 2009; 1: 52-59
3. Srivastava T, Schwaderer A. Diagnosis and management of hypercalciuria in children. Curr Opin Pediatr 2009; 21 (2): 214-219
4. Naseri M, Alamdaran SA. Metabolic factors associated with urinary calculi in children. Iran J Kidney Dis 2010; 4 (1): 32-38
5. Wróblewski T, Wystrychowski A. Hypercalciuria. Przegl Lek 2011; 68 (2): 107-113
6. Copelovitch L. Urolithiasis in children. Pediatr Clin North Am 2012; 59 (4): 881-896
7. Albright F, Henneman P, Benedict PH, Forbes AP. Idiopathic hypercalciuria: a preliminary report. Proc R Soc Med 1953; 46 (12): 1077-1081
8. Worcester EM, Coe FL. New insights into the pathogenesis of idiopathic hypercalciuria. Semin Nephrol 2008; 28 (2): 120-132
9. Kaneko K, Tsuchiya K, Kawamura R et al. Low prevalence of hypercalciuria in Japanese children. Nephron 2002; 91: 439-443
10. Meliάn JS, García-Nieto V, Sosa AM. Herencía y prevalencia de hipercalciuria en la población infantile de la isla de La Gomera. Nefrología 2000; 20: 510-516
11. Ларина ТА, Кузнецова ТА, Цыгин АН. Распространенность гиперкальциурии по результатам скринингового обследования детей региона с высокой частотой мочекаменной болезни. Российский педиатрический журнал 2007; 3: 41-44 [Larina TA, Kuznecova TA, Cygin AN. Rasprostranennost’ giperkal’ciurii po re-zul’tatam skriningovogo obsledovanija detej regiona s vysokoj chastotoj mochekamennoj bolezni. Rossijskij pediatricheskij zhurnal 2007; № 3: 41-44]
12. Manz F, Kehrt R, Lausen B, Merkel A. Urinary calcium excretion in healthy children and adolescents. Pediatr Nephrol 1999; 13: 894-849
13. Михеева НМ, Текутьева НА, Зверев ЯФ, Выходцева ГИ, Лобанов ЮФ. Идиопатическая гиперкальциурия и нейрогенные расстройства мочеиспускания у детей Барнаула. Клиническая нефрология 2013; 5: 42-44 [Miheeva NM, Zverev JaF, Vyhodceva GI, Lobanov JuF. Idiopaticheskaja giperkal’ciurija i nejrogennye rasstrojstva mocheispuskanija u detej g. Barnaula. Klin nefrologija 2013; (5): 42-44]
14. Михеева НМ, Зверев ЯФ, Выходцева ГИ, Лобанов ЮФ. Персистирующая гематурия как частое проявление идиопатической гиперкальциурии у детей. Клиническая нефрология 2014; 5: 42-44 [Miheeva NM, Zverev JaF, Vyhodceva GI, Lobanov JuF. Persistiruyushaya gematuriya kak chastoye proyavleniye idiopaticheskoj giperkal’ciurii u detej. Klin. nefrologija 2014; 18 (1): 74-79]
15. Михеева НМ, Зверев ЯФ, Выходцева ГИ, Лобанов ЮФ. Гиперкальциурия у детей с инфекцией мочевой системы. Нефрология 2014; 18 (1): 74-79 [Miheeva NM, Zverev JaF, Vyhodceva GI, Lobanov JuF. Giperkal’ciuriya u detej s infekciej mochevoj sistemy. Nefrologija 2014; 18 (1): 74-79]
16. Михеева НМ, Зверев ЯФ, Выходцева ГИ и др. Метаболические нарушения мочевой системы у детей с острым болевым абдоминальным синдромом. Клиническая нефрология 2016; 3-4: 46-48 [Miheeva NM, Zverev JaF,VyhodcevaGI, Lobanov JuF, Tokarev VP. Metabolicheskiye narusheniya u detej s ostrym bolevy abdominaljnym sindromom. Klin. nefrologija 2016; № 3-4: 46-48]
17. Srivastava T, Schwaderer A. Diagnosis and management of hypercalciuria in children. Curr Opin Pediatr 2009; 21 (2): 214-219
18. Akl K, Ghawanmeh R. The clinical spectrum of idiopathic hyperuricosuria in children: isolated and associated with hypercalciuria/hyperoxaluria. Saudi J Dis Transpl 2012; 23 (5): 979-984
19. Nacaroglu HT, Demircin G, Bülbül M et al. The association between urinary tract infection and idiopathic hypercalciuria in children. Ren Fail 2013; 35 (3): 327-332
20. Tabel Y, Mir S. The long-term outcomes of idiopathic hypercalciuria in children. J PediatrUrol 2006; 2: 453-458
21. Scwaderer A, Srivastava T. Complications of hypercalciuria. Front Biosci (Elite Ed) 2009; 1: 306-315
22. Жариков АЮ, Зверев ЯФ, Брюханов ВМ, Лампатов ВВ. Современные представления о модуляторах оксалатного нефролитиаза. I. Стимуляторы кристаллизации. Нефрология 2009; 13 (1): 56-72 [Zharikov AJu, Zverev JaF, Brjuhanov VM, Lampatov VV. Sovremennye predstavlenija o moduljatorah oksalatnogo nefrolitiaza. I. Stimuljatory kristallizacii. Nefrologija 2009; 13 (1): 56-72]
23. Зверев ЯФ, Жариков АЮ, Брюханов ВМ, Лампатов ВВ. Модуляторы оксалатного нефролитиаза. Ингибиторы кристаллизации. Нефрология 2010; 14 (1): 29-49 [Zverev JaF, Zharikov AJu, Brjuhanov VM, Lampatov VV.Moduljatory oksalatnogo nefrolitiaza. Ingibitory kristallizacii. Nefrologija 2010; 14 (1): 29-49]
24. Stojanović VD, Milošević BO, Djapić MB, Bubalo JD. Idiopathic hypercalciuria associated with urinary tract infection in children. PediatrNephrol 2007; 22 (9): 1291-1295
25. Sadeghi-Bojd S, Hashemi M. Hypercalciuria and recurrent urinary tract infections among children in Zahedan, Iran. J Pak Med Assoc 2008; 58 (11): 624-626
26. Heiliczer JD, Canonigo BB, Bishof NA, Moore ES. Noncalculi urinary tract disorders secondary to idiopathic hypercalciuria in children. Pediatr Clin North Am 1987; 34 (3): 711-718
27. Fallahzadeh MK, Fallahzadeh MH, Mowla A, Derakhshan A. Hypercalciuria in children with urinary tract symptoms. Saudi J Kidney Dis Transpl 2010; 21 (4): 673-677
28. Stapleton FB, Roy 3rd S, Noe HN, Jerkins G. Hypercalciuria in children with hematuria. N Engl J Med 1984; 310 (21): 1345-1348
29. Студеникин ВМ. Проблема ночного энуреза у детей: обзор литературы (2012-2013). Лечащий врач 2013; 5:50-53 [Studenikin VM. Problema nochnogo jenureza u detej: obzor literatury (2012-2013). Lechashhij vrach 2013; 5: 50-53]
30. Raes A, Dehoorne J, Hoebeke P et al. Abnormal circadian rhythm of dieresis or nocturnal polyuria in a subgroup of children with enuresis and hypercalciuria is related to increased sodium retention during daytime. J Urol 2006; 176 (3): 1147-1151
31. Azhir A, Nasseri F, Fazel A et al. theology of enuresis among primary school children in Isfahan, Iran. Saudi Med J 2007; 28: 1706-1710
32. Mohammadjafari H., Kosaryan M., Karami H., Dabaghzadeh A. Response of enuretic children with and without hypercalciuria to nasal desmopressin. Iran J Pediatr 2009; 19: 5-1
Об авторах
Н. М. МихееваРоссия
Доц., канд. мед. наук
656038, Россия, г. Барнаул, ул. Ленина, д. 40. Алтайский государственный медицинский университет, кафедра пропедевтики детских болезней. Тел.: (3852) 366-179
Г. И. Выходцева
Россия
Проф., д-р мед. наук
656038, Россия, г. Барнаул, ул. Ленина, д. 40. Алтайский государственный медицинский университет, кафедра педиатрии с курсом ДПО. Тел.: (3852) 366-179
Я. Ф. Зверев
Россия
Проф.
656038, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 40. Алтайский государственный медицинский университет, кафедра фармакологии. Тел.: (3852) 619-182
Ю. Ф. Лобанов
Россия
Проф.
656038, Россия, г. Барнаул, пр. Ленина, д. 40. Алтайский государственный медицинский университет кафедра пропедевтики детских болезней. Тел.: (3852) 619-182
Рецензия
Для цитирования:
Михеева Н.М., Выходцева Г.И., Зверев Я.Ф., Лобанов Ю.Ф. ОСОБЕННОСТИ ТЕЧЕНИЯ ИДИОПАТИЧЕСКОЙ ГИПЕРКАЛЬЦИУРИИ У ДЕТЕЙ. АНАЛИЗ КЛИНИКО-ЛАБОРАТОРНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ. Нефрология. 2017;21(4):68-72. https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-4-68-72
For citation:
Mikheeva N.M., Vykhodtseva G.I., Zverev Ya.F., Lobanov Yu.F. FEATURES OF THE COURSE OF IDIOPATHIC HYPERCALCIURIA IN CHILDREN. ANALYSIS OF CLINICAL AND LABORATORY MANIFESTATIONS. Nephrology (Saint-Petersburg). 2017;21(4):68-72. (In Russ.) https://doi.org/10.24884/1561-6274-2017-21-4-68-72