Школа «Здоровая почка» как основа реализации образовательной стратегии у больных нефрологического профиля
Аннотация
Об авторах
Е. Б. МамедоваРоссия
М. М. Батюшин
Россия
Список литературы
1. Смирнов АВ, Добронравов ВА, Каюков ИГ и др. Хроническая болезнь почек: основные принципы скрининга, диагностики, профилактики и подходы к лечению. Национальные рекомендации. Нефрология 2012;16(1):89-115 [Smirnov AV, Dobronravov VA, Kajukov IG i dr. Hronicheskaja bolezn’ pochek: osnovnye principy skrininga, diagnostiki, profilaktiki i podhody k lecheniju. Nacional’nye rekomendacii. Nefrologija 2012;16(1):89-115]
2. Агранович НВ, Тимофеева ТА, Козаченко ОА, Соловьева НБ. Оценка экономических потерь от инвалидности и преждевременной смертности больных с ХПН в Ставропольском крае. Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья 2006; 4: 108-112. [Agranovich NV, Timofeeva TA, Kozachenko OA, Solov’eva NB. Assessment of economic losses from disability and premature mortality of patients with ESRD in the Stavropol region. Bjulleten' Nacional'nogo nauchno-issledovatel'skogo instituta obshhestvennogo zdorov'ja 2006; 4: 108-112.]
3. Боровкова НЮ, Боровков НН, Хорькина ЮА и др. Школа пациента как важный фактор повышения приверженности к лечению у больных ренопаренхиматозной артериальной гипертензией. Клин нефрол 2011; (2): 40-44 [Borovkova NJu, Borovkov NN, Hor’kina JuA et al. Patient education as an important factor in improving adherence to treatment in patients renourishment arterial hypertension. Klin nefrol 2011; (2): 40-44]
4. Дедов ИИ, Суркова ЕВ, Майоров АЮ. Терапевтическое обучение больных сахарным диабетом. Реафарм, М., 2004 [Dedov II, Surkova EV, Majorov AJu. Therapeutic education of patients with diabetes mellitus. Reafarm, M., 2004]
5. World Health Organization (WHO)/International Society of Hypertension (ISH) statement on management of hypertension. J Hypertens 2003; 21: 1983-1992
6. Майоров АЮ, Суркова ЕВ, Мотивилин ОГ и др. Обучение больных диабетом: синтез доказательной медицины и психологического подхода. Сахарный диабет, 2011;(1): 46-50 [Majorov AJu, Surkova EV, Motivilin OG et al. Training diabetes patients: synthesis of evidence-based medicine and psychological approach. Saharnyjdiabet, 2011;(1): 46-50 ]
7. Nicolucci A, Cavaliere D, Scorpiglione N et al. A comprehencive assessment of the avoidabity of long-term cjmplications of diabetes: a case-control study. Diabetes Care, 1996; (19): 927-933
8. Кобалава ЖД, Котовская ЮВ, Старостина ЕГ. Проблемы взаимодействия врача и пациента и контроль артериальной гипертонии в России. Основные результаты Российской научно-практической программы АРГУС-2. Кардиология 2007; (3): 3-47 [Kobalava ZhD, Kotovskaja JuV, Starostina EG. Problems of interaction between the doctor and the patient and control of arterial hypertension in Russia. The main results of the Russian scientific-practical program ARGUS-2. Kardiologija 2007; (3): 3-47 ]
9. Конради АО, Соболева АВ, Максимова ТА и др. Обучение больных гипертонической болезнью - бессмысленная трата времени или реальный инструмент в повышении качества контроля заболевания? Consilium-medicum. Артериальная гипертензия 2002; 8 (6) [Konradi AO, Soboleva AV, Maksimova TA et al. Training in hypertensive patients - a waste of time or a real tool in improving the quality of disease control? Consilium-medicum. Arterial'naja gipertenzija 2002; 8 (6)]
10. Явгильдина АМ. Роль образовательных программ для пациентов с хроническими заболеваниями. Мед вестн Башкортостана 2011; 1(6): 110-112 [Javgil’dina AM. The role of educational programmes for patients with chronic diseases. Med vestn Bashkortostana, 2011; 1(6): 110-112 ]
11. Cantillon P, Stewart B, Haeck K et al. Simulated patient programmes in Europe: collegiality or separate development? Med Teach 2010; Vol. 32 (3): 106-110
12. Pellise F, Sell P. Patient information and education with modern media: the Spine Society of Europe Patient Line. Eur Spine 2009; Vol. 18 (3): 395-401
13. Van Mook WN, Gorter SL, De Grave WS et al. Professionalism beyond medical school: an educational continuum? Eur J Intern Med 2009; Vol. 20 (8): 148-152
14. Батюшин ММ, Павлова ЕБ. Как жить с болезнью почек? Феникс, Ростов н/Д, 2014; 124. [Batiushin MM, Pavlova EB. How to live with kidney disease? Feniks, Rostov n/D, 2014; 124.]
Рецензия
Для цитирования:
Мамедова Е.Б., Батюшин М.М. Школа «Здоровая почка» как основа реализации образовательной стратегии у больных нефрологического профиля. Нефрология. 2015;19(5):68-71.
For citation:
Mamedova E.B., Batiushin M.M. School «Healthy kidney» as basis for implementation of educational strategies in patients with nephrological profile. Nephrology (Saint-Petersburg). 2015;19(5):68-71. (In Russ.)