Preview

Нефрология

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

ЗДОРОВЫЕ ПОЧКИ ДЛЯ ВСЕХ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ И ПОВЫСИТЬ ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.36485/1561-6274-2022-26-2-14-24

Аннотация

Заболевания почек сами по себе, неравенство в доступности нефрологической помощи в мире и неблагоприятные исходы почечной недостаточности ложатся тяжелым бременем на пациентов, их семьи, на лиц, осуществляющих уход, и на общество в целом. Под грамотностью в вопросах здоровья понимают способность отдельных лиц или организаций находить, интерпретировать и использовать информацию и различные сервисы для принятия обоснованных решений и совершения обоснованных действий, касающихся поддержания и сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Вместо того, чтобы рассматривать отсутствие грамотности в вопросах здоровья как недостаток самого пациента, следует понять, что задача повышения грамотности в первую очередь возлагает на медицинских работников обязанность разрабатывать принципы партнерства, общаться с пациентами, страдающими заболеваниями почек, и эффективно обучать их. Для лиц, определяющих политику организации нефрологической помощи, потребность в повышении грамотности в вопросах здоровья создает необходимость в формировании новой культуры здравоохранения, центральное место в которой занимает человек. Растущий потенциал и доступность технологий обеспечивают новые возможности для обучения и повышения осведомленности о заболеваниях почек всех заинтересованных сторон. Развитие телекоммуникаций, в том числе социальных сетей, может быть использовано для обучения как самих пациентов, так и медицинских работников. Всемирный День Почки объявляет 2022 год годом «Здоровых почек для всех» с целью продвижения стратегий развития образования и осведомленности о здоровье почек. В решении вопроса медицинской грамотности организации, занимающиеся вопросами нефрологии, должны стремиться к принятию ответственности за обучение пациентов медицинскими работниками и организаторами здравоохранения. Нефрологическое сообщество стремится к профилактике заболеваний почек и улучшению качества жизни пациентов путем активного участия и поддержки ориентированных на здоровье управленческих и организационных решений, в том числе в области общественного здоровья, и повышения всеобщей грамотности в вопросах здоровья.

Об авторах

Р. Г. Лэнгхэм
Больница Св. Винсента, Университет г. Мельбурна
Австралия

Робин Г. Лэнгхэм, медицинский факультет

г. Мельбурн, Виктория



К. Калантар-Заде
Калифорнийский университет в Ирвайне
Соединённые Штаты Америки

Камьяр Калантар-Заде, отдел нефрологии, гипертензии и трансплантации почки, медицинский факультет

г. Орэндж, Калифорния



Э. Боннер
Университет Гриффита
Австралия

Энн Боннер, Школа медсестер и акушерок

Саутпорт, Квинсленд



А. Балдуччи
Итальянский почечный фонд
Италия

Алессандро Балдуччи

г. Рим, Италия



Л.-Л. Хсиао
Больница Брайхем-энд-Вименз
Соединённые Штаты Америки

Ли-Ли Хсиао, отделение нефрологии, медицинский факультет

г. Бостон, Массачусетс



Л. А. Кумарасвами
Фонд исследования почек Тамилнада (TANKER), Международная Федерация почечных фондов – Всемирный Почечный Альянс (IFKF-WKA)
Индия

Лата А. Кумарасвами

г. Ченнаи, Индия



П. Лаффин
Международное общество нефрологов
Бельгия

Пол Лаффин

г. Брюссель, Бельгия



В. Лиакопулос
Больница AHEPA, Университет Аристотеля в Салониках
Греция

Вассилиос Лиакопулос, отдел нефрологии и гипертензии, Первое терапевтическое отделение

г. Салоники, Греция



Г. Саади
Университет Каира
Египет

Гамал Саади, отдел нефрологии, отделение внутренних болезней, медицинский факультет

г. Гиза



Э. Тантисаттамо
Калифорнийский университет в Ирвайне
Соединённые Штаты Америки

Экамол Тантисаттамо, отдел нефрологии, гипертензии и трансплантации почки, медицинский факультет

г. Орэндж, Калифорния



И. Уласи
Медицинский колледж, Университет Нигерии
Нигерия

Ифеома Уласи, отдел нефрологии, медицинский факультет

Итуку-Озалла, Энугу



С.-Ф. Луй
Международная Федерация Почечных Фондов – Всемирный Почечный Альянс; Школа Общественного здоровья и первичной помощи Jockey Club; Китайский Университет Гонконга
Китай

Сиу-Фай Луй

г. Гонконг



Список литературы

1. Centers for Disease Control and Prevention. Healthy People 2030: What Is Health Literacy? Accessed January 16, 2022. https://www.cdc.gov/healthliteracy/learn/index.html

2. Nutbeam D. The evolving concept of health literacy. Soc Sci Med 2008;67:2072–2078

3. Lloyd A, Bonner A, Dawson-Rose C. The health information practices of people living with chronic health conditions: implications for health literacy. J Librariansh Inf Sci 2014;46:207–2016

4. Sørensen K, Van den Broucke S, Fullam J, et al. Health literacy and public health: a systematic review and integration of definitions and models. BMC Public Health 2012;12:80

5. Nutbeam D, Lloyd JE. Understanding and responding to health literacy as a social determinant of health. Annu Rev Public Health 2021;42:159–173

6. Mathias-Shah J, Ramsbotham J, Seib C et al. A scoping review of the role of health literacy in chronic kidney disease selfmanagement. J Ren Care 2021;47:221–233

7. Dinh HTT, Nguyen NT, Bonner A. Healthcare systems and professionals are key to improving health literacy in chronic kidney disease. J Ren Care. Published online July 22, 2021. https://doi.org/10.1111/jorc.12395

8. Dobson S, Good S, Osborne R. Health Literacy Toolkit for Low and Middle-Income Countries: A Series of Information Sheets to Empower Communities and Strengthen Health Systems. New Delhi, India: World Health Organization; 2015

9. Taylor DM, Fraser S, Dudley C, et al. Health literacy and patient outcomes in chronic kidney disease: a systematic review. Nephrol Dial Transplant 2018;33:1545–1558

10. Taylor DM, Bradley JA, Bradley C, et al. Limited health literacy is associated with reduced access to kidney transplantation. Kidney Int 2019;95:1244–1252

11. Brega AG, Barnard J, Mabachi NM et al. AHRQ Health Literacy Universal Precautions Toolkit, Second Edition. (Prepared by Colorado Health Outcomes Program, University of Colorado Anschutz Medical Campus under Contract No. HHSA290200710008, TO#10.) AHRQ Publication No. 15-0023-EF. Rockville, MD: Agency for Healthcare Research and Quality; January 2015

12. Australian Commission on Safety and Quality in Health Care. Health literacy: Taking action to improve safety and quality. Sydney: ACSQHC, 2014. Accessed January 17, 2022. https://www.safetyandquality.gov.au/publications-and-resources/resourcelibrary/health-literacy-taking-action-improve-safety-and-quality

13. Visscher BB, Steunenberg B, Heijmans M, et al. Evidence on the effectiveness of health literacy interventions in the EU: a systematic review. BMC Public Health 2018;18:1414

14. Boonstra MD, Reijneveld SA, Foitzik EM et al. How to tackle health literacy problems in chronic kidney disease patients? a systematic review to identify promising intervention targets and strategies. Nephrol Dial Transplant 2020;36:1207–1221

15. Nguyen NT, Douglas C, Bonner A. Effectiveness of self-management programme in people with chronic kidney disease: a pragmatic randomized controlled trial. J Adv Nurs 2019;75:652–664

16. Synnot A, Bragge P, Lowe D et al. Research priorities in health communication and participation: international survey of consumers and other stakeholders. BMJ Open 2018;8:e019481

17. Kalantar-Zadeh K, Li PK, Tantisattamo E et al. Living well with kidney disease by patient and care-partner empowerment: kidney health for everyone everywhere. Kidney Int 2021;99:278–284

18. Jager KJ et al. A single number for advocacy and communication-worldwide more than 850 million individuals have kidney diseases. Kidney Int 2019;96:1048–1050

19. Li PK, Garcia-Garcia G, Lui SF et al. Kidney health for everyone everywhere-from prevention to detection and equitable access to care. Kidney Int 2020;97:226–232

20. Gilford S. Patients helping patients: the Renal Support Network. Nephrol Nurs J 2007;34:76

21. Muhammad S, Allan M, Ali F et al. The renal patient support group: supporting patients with chronic kidney disease through social media. J Ren Care 2014;40:216–218

22. Li W-Y, Chiu F-C, Zeng J-K et al. Mobile health app with social media to support self-management for patients with chronic kidney disease: prospective randomized controlled study. J Med Internet Res 2020;22:e19452

23. Pase C, M athias AD, Garcia CD, Garcia Rodrigues C. Using social media for the promotion of education and consultation in adolescents who have undergone kidney transplant: protocol for a randomized control trial. JMIR Res Protoc 2018;7:e3

24. Kalantar- Zadeh K, Jafar TH, Nitsch D et al. Chronic kidney disease. Lancet 2021;398:786–802

25. Chen L, Si vaparthipan CB, Rajendiran S. Unprofessional problems and potential healthcare risks in individuals' social media use. Work 2021;68:945–953

26. Henderson M L, Herbst L, Love AD. Social media and kidney transplant donation in the United States: clinical and ethical considerations when seeking a living donor. Am J Kidney Dis 2020;76:583–585

27. Henderson ML . Social media in the identification of living kidney donors: platforms, tools, and strategies. Curr Transplant Rep 2018;5:19–26

28. Newton K, van Deth JW, eds. Foundations of Comparative Politics Democracies of the Modern World. 2nd ed. Cambridge, UK: Cambridge University Press; 2010. Accessed December 13, 2021. http://www.nicat-mammadli.narod.ru/b1.html/b36.pdf

29. Anderson JE. Public Policymaking: An Introduction. 2nd ed. Boston, MA: Houghton Mifflin, 1994

30. Young E, Quin n L, eds. Writing Effective Public Policy Papers: A Guide to Policy Advisers in Central and Eastern Europe. Budapest, Hungary: Open Society Institute; 2002. Accessed December 13, 2021. https://www.icpolicyadvocacy.org/sites/icpa/files/downloads/writing_effective_public_policy_papers_young_quinn.pdf

31. Young E, Quin n L, eds. Making Research Evidence Matter: A Guide to Policy Advocacy in Transition Countries. Budapest, Hungary: Open Society Foundations; 2012. Accessed December 13, 2021. https://advocacyguide.icpolicyadvocacy.org/sites/icpabook.local/files/Policy_Advocacy_Guidebook_2012.pdf

32. Start D, Hovl and I. Tools for Policy Impact: A Handbook for Researchers, Research and Policy in Development Programme. London, UK: Overseas Development Institute; 2004. Accessed December 13, 2021. https://www.ndi.org/sites/default/files/tools-for-policy-impact-eng.pdf


Рецензия

Для цитирования:


Лэнгхэм Р.Г., Калантар-Заде К., Боннер Э., Балдуччи А., Хсиао Л., Кумарасвами Л.А., Лаффин П., Лиакопулос В., Саади Г., Тантисаттамо Э., Уласи И., Луй С. ЗДОРОВЫЕ ПОЧКИ ДЛЯ ВСЕХ: РАСШИРИТЬ ЗНАНИЯ И ПОВЫСИТЬ ГРАМОТНОСТЬ В ВОПРОСАХ ЗДОРОВЬЯ. Нефрология. 2022;26(2):14-24. https://doi.org/10.36485/1561-6274-2022-26-2-14-24

For citation:


Langham R.G., Kalantar-Zadeh K., Bonner A., Balducci A., Hsiao L., Kumaraswami L.A., Laffin P., Liakopoulos V., Saadi G., Tantisattamo E., Ulasi I., Lui S. KIDNEY HEALTH FOR ALL: BRIDGING THE GAP IN KIDNEY HEALTH EDUCATION AND LITERACY. Nephrology (Saint-Petersburg). 2022;26(2):14-24. (In Russ.) https://doi.org/10.36485/1561-6274-2022-26-2-14-24

Просмотров: 228


ISSN 1561-6274 (Print)
ISSN 2541-9439 (Online)