ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ
В статье представлены современные данные литературы о клинических фенотипах и вариантах мутаций гена ALPL, эффективности заместительной ферментной терапии асфотазой альфа у детей с гипофосфатазией (ГФФ). ГФФ–орфанная наследственная болезнь (ORPHA 436). В каталоге OMIM представлены следующие формы ГФФ: перинатальная (летальная), инфантильная; гипофосфатазия детского возраста; гипофосфатазия у взрослых; одонтогипофосфатазия. M.E. Nunes (2023) рассматривает 7 форм ГФФ с учетом возраста и тяжести клинической манифестации. В результате международных молекулярно-генетических исследований получена фундаментальная информация о фенотипических особенностях манифестации и тяжести ГФФ у педиатрических пациентов в зависимости от вариантов мутаций гена ALPL. Молекулярно-генетическая диагностика и заместительная ферментная терапия асфотазой альфа в нашей стране гарантированы детям с ГФФ за счет средств Фонда «Круг Добра», учредитель фонда – Министерство здравоохранения Российской Федерации. В статье приведено клиническое наблюдение пробанда с гипофосфатазией, получающего асфотазу альфа.
Чрезмерные неконтролируемые воспалительные и иммунные реакции часто приводят к развитию острых и хронических форм повреждения различных органов, в том числе и почек. Нейтрофилы – это клетки врождённой иммунной системы, которые являются первыми клеточными эффекторами в защите хозяина от множества патогенов, включая бактерии, грибы и простейшие. Как наиболее многочисленные лейкоциты, присутствующие в крови человека, нейтрофилы рано мигрируют в очаги воспаления или повреждения тканей, где играют значительную роль в развитии воспаления, рекрутировании иммунных клеток, удалении патогенов и восстановлении тканей. Нейтрофилы, кроме того, продуцируют провоспалительные цитокины и высвобождают в процессе, названном нетоз, сетчатые структуры, состоящие из ДНК и гранулярных белков, известные как нейтрофильные внеклеточные ловушки (НВЛ). НВЛ потенциально токсичны, способствуют активации аутоиммунных процессов, повреждению эндотелия сосудов, следовательно повреждению клубочков и сформированию фиброза почек. Данные многочисленных исследований показывают, что дисбаланс между продукцией и клиренсом НВЛ пагубно сказывается на функционировании почек. Следовательно, стратегии, направленные на модуляцию процессов, связанных с НВЛ, могут иметь благоприятное прогностическое значение. В обзоре обсуждается роль нетоза в патогенезе заболеваний почек, приведены ассоциированные с НВЛ механизмы повреждения тканей и терапевтические возможности НВЛ-регулирующей терапии.
Адренолейкодистрофия (АЛД) – наиболее часто встречающееся пероксисомное заболевание с Х-сцепленным рецессивным типом наследования, вызванное мутацией в гене ABCD 1, локализующимся в Xq28 хромосоме. Характерной особенностью АЛД является отсутствие корреляции между генотипом и фенотипом. В зависимости от времени дебюта, основных проявлений, скорости нарастания симптоматики выделяют 6 основных форм заболевания, но наиболее часто встречающейся является адреномиелонейропатия (АМН). При тщательном обследовании пациентов с АМН в большинстве случаев можно выявить урологическую патологию, проявляющуюся гиперактивным мочевым пузырем у обоих полов и гипогонадизмом у мужчин, которые скрываются за другой многочисленной неврологической симптоматикой и часто остаются недиагностированными. На сегодняшний день мало работ, посвященных разбору особенностей патогенеза, клинического течения, диагностики и лечения данной патологии при АЛД. В данной статье мы провели обзор современных литературных данных по нейрогенной дисфункции мочевого пузыря и гипогонадизма при АМН.
Накопление конечных продуктов гликирования (КПГ) тесно связано с хроническим воспалением, окислительным стрессом и может влиять на функцию мышц. Увеличение концентрации КПГ в сыворотке крови может наблюдаться у пациентов уже на начальных этапах формирования хронической болезни почек (ХБП). При этом нет необходимости в наличии нарушения толерантности к углеводам или сахарного диабета. Саркопения является одним из осложнений ХБП. Ее развитие при ХБП можно рассматривать, не только как результат эндогенной интоксикации, но и как один из вариантов преждевременного старения. Настоящий обзор литературы посвящен анализу механизмов влияния КПГ на возникновение и прогрессированию саркопении при ХБП.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ. КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Для пациентов, получающих лечение программным гемодиализом, характерен широкий спектр сопутствующих заболеваний, включая кардиоваскулярные, минерально-костные, нутриционные, когнитивные, различные метаболические нарушения и анемию. Между тем, патология желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) у этой категории больных остается в значительной степени неисследованной.
ЦЕЛЬ: изучить структуру патологии ЖКТ у больных, получающих лечение программным гемодиализом.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. У 180 гемодиализных больных (102 мужчины, медиана возраста 60[47;68] лет) с помощью опросника GSQ (Gastrointestinal Symptoms Questionnaire) оценены распространенность и степень выраженности гастроинтестинальных симптомов (ГИС), частота и консистенция стула за последний месяц. Также проанализированы результаты ультразвукового исследования (УЗИ), фиброгастродуоденоскопии (ФГДС), комплексного лабораторного обследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Общая распространенность ГИС составила 77,2 % (139/180). Наиболее частыми жалобами были запоры и боли в животе, которые отметили, соответственно, 65(46,8 %) и 57(41 %) больных. Наиболее распространенным вариантом частоты стула было одно опорожнение кишечника в день. Чаще всего выявляли третий, четвертый и пятый типы консистенции стула по Бристольской шкале формы кала. При УЗИ органов брюшной полости у 115(63,9 %) больных обнаружены диффузные изменения печени, у 7(3,9 %) – признаки цирроза. Изменения желчного пузыря при УЗИ были представлены аномалиями его формы в 11,1 %, признаками хронического холецистита – в 10 %, конкрементами (сладжем) – в 7,2 %, полипами – в 2,2 % случаев. Диффузные изменения поджелудочной железы, ее стеатоз, псевдокисты и дилатация главного панкреатического протока были диагностированы, соответственно, у 39(21,7 %), 21(11,7 %), 10(5,6 %) и 3(1,7 %) больных. По данным 154 гастроскопий наиболее частой эндоскопической находкой в желудке был хронический поверхностный гастрит, выявленный у 86(55,8 %) обследуемых. Эро зивный гастрит диагностирован у 22(14,3 %), язва желудка – у 3(2,0 %) пациентов. Эндоскопическая патология двенадцатиперстной кишки была представлена поверхностным дуоденитом у 53(34,4 %), эрозивным дуоденитом – у 15(9,7 %), язвой – у 2(1,3 %), рубцовой деформацией луковицы двенадцатиперстной кишки – у 23(14,9 %) пациентов. Сочетанное поражение желудка и двенадцатиперстной кишки встречалось у 88(57,1 %) больных. ФКС была выполнена 56 пациентам, из которых у 15(26,8 %) – отмечались признаки катарального колита (преимущественно сигмоидита), у 2(3,6 %) – выявлен дивертикулит, у 10(17,9 %) – дивертикулез, у 12(21,4 %) – полипы толстой кишки, у 8(14,3 %) – ангиодисплазия слизистой оболочки, у 3(5,4 %) – долихоколон. Несмотря на обилие жалоб и инструментальных находок, значимых отклонений в лабораторных показателях (в том числе, повышение АСТ, АЛТ, общего билирубина, амилазы, липазы) в изучаемой когорте пациентов установлено не было.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Для гемодиализных больных характерна высокая распространенность ГИС и различных патологический изменений ЖКТ, диагностика и лечение которых требуют индивидуального мультидисциплинарного подхода.
ВВЕДЕНИЕ. Пациенты с сахарным диабетом 2 типа (СД2) и хронической болезнью почек (ХБП) формируют группы высокого риска неблагоприятного течения новой коронавирусной инфекции (НКИ). Высокий уровень летальности и широкая распространенность СД2 и диабетической болезни почек (ДБП) у пациентов с НКИ определяют необходимость выявления предикторов неблагоприятного исхода.
ЦЕЛЬ: выявить предикторы неблагоприятного исхода НКИ у пациентов с ХБП 3 ст. вследствие ДБП.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ: в наблюдательное ретроспективное неконтролируемое исследование включили пациентов с COVID-19, СД 2 и ХБП 3 ст., период наблюдения с 01.04 по 30.10.2020 г. Конечные точки исследования – исходы госпитализации (выписка/летальный исход). Сбор данных осуществляли путем анализа электронных историй болезни. В качестве независимых переменных изучали демографические, ассоциированные с СД и ХБП, ассоциированные с COVID-19 исходные (при поступлении в стационар) клинические и лабораторные параметры/признаки. РЕЗУЛЬТАТЫ: В исследование включено 90 пациентов с ХБП 3 ст (медиана СКФ – 43 [37; 49] мл/мин/1,73м2), медиана возраста – 70 [64; 78] лет, женщины – 56 %. Летальность составила 21 %. Однофакторный анализ (метод отношения шансов) выявил следующие независимые предикторы неблагоприятного исхода: исходный уровень гликемии натощак ≥ 10 ммоль/л (ОШ 11,8; 95 % ДИ 3,13–44,9; р <0,001), исходный уровень альбумина плазмы ≤ 35 г/л (ОШ 5,52; 95 % ДИ 1,85–16,55; р = 0,012), исходная протеинурия ≥ 1 г/л (ОШ 6,69; 95 % ДИ 1,95–23,00; р = 0,002), News2 ≥ 5 баллов при поступлении (ОШ 14,7; 95 % ДИ 3,15–48,8; р < 0,001), 3–4 степень поражения легких при поступлении по данным КТ (ОШ 31,7; 95 % ДИ 6,59–52,85; р = 0,04). Для определения риска наступления летального исхода с помощью метода логистической регрессии построена прогностическая модель, ценность которой, по данным ROC-анализа, составила 93 %.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Определены предикторы неблагоприятного исхода НКИ, которые являются частью рутинных клинико-инструментальных и лабораторных показателей, доступных на догоспитальном или раннем госпитальном этапах. Раннее выявление предикторов неблагоприятного течения оптимизирует маршрутизацию пациентов и персонализирует лечебно-диагностическую стратегию в каждом конкретном случае.
ВВЕДЕНИЕ. Ишемическая болезнь сердца (ИБС) и ожирение являются частой патологией у пациентов, перенесших коронавирусную инфекцию. Существует необходимость определения маркеров эндотелиальной дисфункции (ЭД) у таких больных из-за высокого риска прогрессирования сердечно-сосудистых заболеваний и развития осложнений.
ЦЕЛЬ – оценка выраженности эндотелиальной дисфункции у лиц с ИБС и ожирением в постковидном периоде для улучшения ведения данных больных.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Было обследовано 49 пациентов, которые год назад перенесли коронавирусную инфекцию. В 1-ю группу (n=24) были включены больные с ИБС в постковидном периоде. 2-я группа (n=25) – пациенты с ИБС и ожирением, перенесшие COVID-19. У обследованных изучали анамнез заболевания, проводился объективный осмотр, оценивались данные ультразвукового исследования почек с дуплексным сканированием почечных артерий (индекc резистивности, RI), индекс пульсации, РІ), результаты биохимического анализа крови, уровни альбуминурии.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Среди пациентов 2-й группы определялись более высокие RI и PI междолевых, сегментарных артерий. Повышение RI и PI сегментарных артерий сопровождалось увеличением мочевой кислоты (р=0,001). Средний уровень альбуминурии в 1-й группе составил 15,7± 4,5 мкг/л, у лиц 2-й группы – равнялся 24,3±5,3 мкг/л (р=0,110). При увеличении уровня глюкозы обнаружено повышение С-реактивного белка. У больных с ожирением выявлены достоверно более высокие уровни общего холестерина, триглицеридов, липопротеинов низкой плотности по сравнению с лицами 1-й группы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. У лиц с ИБС и ожирением в постковидном периоде наблюдались выраженные изменения липидного обмена, большая частота сахарного диабета у лиц женского пола, изменения параметров внутрипочечной гемодинамики, взаимосвязанные с уровнями мочевой кислоты.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ВВЕДЕНИЕ. Моделирование хронической болезни почек при помощи нефрэктомии 5/6 паренхимы почек активно используется в экспериментальной нефрологии. Однако оставшиеся 17 % паренхимы органа ассоциируются с тяжелым почечным фиброзом у человека. Высокосолевая диета традиционно рассматривается в качестве системной гемодинамической модели развития хронической болезни почек.
ЦЕЛЬ: сравнить функциональные нарушения, возникающие у крыс при нефрэктомии ¾ почек и при использовании только высокосолевой диеты.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Исследование выполнено на 30 самцах крыс линии Wistar. Животные были случайным образом распределены на 3 равные группы: контрольную (ложнооперированные, Л), высокосолевой диеты (ложнооперированные, ЛВД), нефрэктомии ¾ паренхимы почек (НЭ). Крысы ежедневно получали сбалансированный лабораторный корм, различающийся лишь по содержанию хлорида натрия (NaCl). В группах Л и НЭ крысы получали корм, содержащий 0,34 % NaCl, а в группе ВД – 4 % NaCl. Длительность наблюдения составила 16 нед. Систолическое артериальное давление (САД) измеряли на хвосте манжеточным методом. Определяли содержание в сыворотке крови и моче концентрации креатинина, мочевины, калия, натрия, хлора, а также степень протеинурии и альбуминурии.
РЕЗУЛЬТАТЫ. За время наблюдения САД в группе Л не изменилось. В группе ЛВД САД повысилось с 120 [120; 125] мм рт. ст. до 130,0 [125,0; 140,0] мм рт. ст., р=0,011. В группе НЭ САД также повысилось с 120 [120; 125] мм рт. ст. до 135,0 [132,5; 137,5] мм рт. ст., р=0,011. В группе ЛВД отмечалось повышение по сравнению с контролем сывороточной концентрации креатинина до 52,5 [50,0; 56,0] мкмоль/л, p=0,0001; мочевины – до 6,0 [5,6; 6,6] ммоль/л, p=0,0001; калия – до 5,6 [5,3; 5,8] ммоль/л, p=0,0001; хлора – до 87,5 [86,6; 87,9] ммоль/л, p=0,0001. При этом клиренс креатинина снизился с 187,5 [160,0; 205,0] мл/мин в группе Л до 92,0 [81,2; 99,0] мл/мин, р=0,0003 в группе ЛВД и до 83,9 [65,7; 85,9] мл/мин. р=0,0001 в группе НЭ. Величина альбуминурии перед завершением эксперимента была статистически значимо выше по сравнению с контролем как в группе ЛВД – 12,12 [6,36;18,41] мг/г креатинина, р=0,0001, так и в группе НЭ – 72,5 [61,6; 92,9] мг/г креатинина, р=0,0001. При проведении непараметрического корреляционного анализа (объединены все три группы наблюдения) отмечена статистически значимая взаимосвязь между уровнем САД через 1 мес от начала эксперимента и величиной альбуминурии при его завершении (Rs=0,583, p=0,001). Статистически значимая взаимосвязь между величиной САД и клиренсом креатинина выявлена перед завершением эксперимента (Rs=–0,700 p=0,005). Также перед завершением эксперимента выявлена статистически значимая взаимосвязь между альбуминурией и клиренсом креатинина (Rs=–0,671, p=0,006).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Модель НЭ ¾ паренхимы почек ожидаемо сопровождается развитием менее тяжелых функциональных изменений по сравнению с НЭ 5/6 паренхимы почек. В связи с этим предполагаем, что ее использование может быть полезным при изучении эффективности нефропротективных мероприятий на начальных этапах развития ХБП. Негативные эффекты высокосолевой диеты по ряду показателей сопоставимы с нефрэктомией ¾ паренхимы почек. Традиционно увеличение потребления поваренной соли связывают с повышением АД, следствием чего могло быть и увеличение альбуминурии. Однако никаких взаимосвязей между альбуминурией и величиной САД нам выявить не удалось. Предполагаем, что модель высокосолевой диеты можно рассматривать как вариант локальной, а не системной гемодинамической модели развития хронической болезни почек. В дальнейшем мы представим результаты нефробиопсии в описанных выше экспериментальных группах.
ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НЕФРОЛОГИИ
В статье обсуждаются предпосылки, становление и развитие нефрологии как науки. Целью настоящего обзора является анализ формирования основных представлений о нефрологии, начиная с эпохи Древнего мира и заканчивая исследованиями периода Новейшего времени. Представлены результаты о процессе становления и развития представлений о нефрологии. Причины, процессы развития заболеваний почек интересовали врачеватели уже в древности. В Средние века продолжалось накопление эмпирических знаний в данной области. Расширялось и углублялось понимание методов и средств диагностики и терапии заболеваний почек. В Новое время представление о болезнях почек и их лечении получило более полное описание. Началось изучение не только механизмов развития данных заболеваний, но и факторов риска и. В наши дни исследования в этой области продолжаются. В обзоре представлены этапы формирования нефрологии на каждом этапе развития медицины. Проанализированы достижения российских нефрологов (А.М. Шумлянский, Н.О. Цибульский, Ф.И. Пастернацкий, С.С. Зимницкий, Е.М. Тареев, М.С. Вовси), представлены их научные приоритеты в мировой нефрологии, вклад в развитие данного научного направления.
НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ПРАКТИКИ
ВВЕДЕНИЕ. Одним из врожденных аномалий развития почек и мочевыводящих путей (CAKUT) является почечная гиподисплазия/аплазия, тип 3 (ПГДА3), вызываемая патогенными вариантами в гене GREB1L, ранее не ассоциированными с развитием стероидрезистентного нефротического синдрома (СРНС). В исходе ПГДА3 формируется хроническая болезнь почек (ХБП). Варианты гена UMOD, ассоциированные с аутосомно-доминантной тубулоинтерстициальной болезнью почек (АДТБП-UMOD), также приводят к развитию ХБП. Ассоциация генов GREB1L и UMOD с развитием СРНС ранее не описывалась.
ЦЕЛЬ: представить редкий клинический случай развития СРНС у ребенка с CAKUT-синдромом.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Пациентка с CAKUT-синдромом в виде ПГДА3 и АДТБП-UMOD наблюдается в отделении нефрологии в течение 2 лет. Постинфекционное развитие СРНС потребовало пересмотра генетического обследования.
РЕЗУЛЬТАТЫ. При пересмотре генетического обследования у пациентки обнаружена вариабельность генов, вызывающих развитие CAKUT-синдрома, при этом гены-кандидаты СРНС отсутствуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Продемонстрированное клиническое наблюдение отличается полиморфизмом клинической картины тяжёлого CAКUT-синдрома и вариабельностью вариантов генов UMOD и GREB1L, не ассоциированных с развитием СРНС, что свидетельствует об инфекционной этиологии СРНС. У пациентки наблюдается интенсивное развитие ХБП 4 стадии, требующее продолжительного наблюдения в динамике.
НЕКРОЛОГ
В возрасте 92 лет ушел из жизни один из лидеров современной нефрологии − Шауль Г. Массри, доктор медицинских наук, почетный профессор медицины, физиологии и биофизики в Медицинской школе Кека Университета Южной Калифорнии.
УКАЗАТЕЛИ
ISSN 2541-9439 (Online)