ПЕРЕДОВАЯ СТАТЬЯ 
Врожденные аномалии почек и мочевых путей (ВАМП) составляют в среднем 25 % от общего числа всех генетических пороков, диагностируемых внутриутробно, и включают в себя как отдельные пороки развития почек или мочевых путей, так и их сочетания. Одной из важных проблем педиатрической нефрологии является ранняя диагностика врожденных аномалий почек и мочевой системы, поскольку несвоевременно выявленные патологии приводят к снижению почечных функций. Причиной таких нарушений могут являться генетические факторы, факторы окружающей среды, воздействующие на организм женщины до или во время беременности. Генетический фактор вносит существенный вклад в формирование врожденных аномалий почек и мочевых путей на основании доказанной роли мутаций в более чем в 200 генах, связанных с развитием данных аномалий. Поскольку классическими методами молекулярной диагностики в 90 % случаев обнаружить наличие мутаций не удается, существует необходимость применения новых технологий генетического тестирования для выявления мутаций генов, обуславливающих данную группу заболеваний. Секвенирование нового поколения позволяет обнаружить редкие генетические варианты и протестировать одновременно большое число генов на наличие в них клинически значимых мутаций в короткие сроки. Кроме того, использование секвенирования нового поколения расширяет возможности по поиску новых генов-кандидатов ВАМП. Существуют этнические различия по спектру генов, вовлеченных в развитие врожденных аномалий мочевых путей и почек. На сегодняшний день наиболее перспективной является стратегия, основанная на исследовании полного экзома пациентов из конкретного региона и последующей разработки диагностической панели.
ОБЗОРЫ И ЛЕКЦИИ 
Данные литературы свидетельствуют: в результате достижений медицинской генетики установлен патогенез стероидорезистентного изолированного и синдромального нефротического синдрома у педиатрических и взрослых пациентов. Клинико-генетические особенности наследственного изолированного или синдромального нефротического синдрома у педиатрических и взрослых пациентов обусловлены мутациями генов, кодирующих основные компоненты гломерулярной базальной мембраны, щелевой диафрагмы, cтруктурные и функциональные белки подоцита. Устанавливают клинические проявления при наследственном нефротическом синдроме у педиатрических и взрослых пациентов в возрасте от 0 до 70 лет, прогрессирование в терминальную почечную недостаточность от 5 мес до 75–80 лет в зависимости от генетических и клинико-морфологических особенностей. Молекулярно-генетическое исследование при стероидорезистентном изолированном и синдромальном нефротическом синдроме, проведенное до начала цитостатической терапии и биопсии почки у педиатрических и взрослых пациентов, имеет важное клиническое значение для принятия решений о целесообразности биопсии почки и иммуносупрессивной терапии, оценки скорости прогрессирования в терминальную почечную недостаточность, выбора иммуносупрессивной терапии перед трансплантацией почки. Стоящая перед отечественной нефрологией проблема ранней диагностики наследственного изолированного и синдромального нефротического синдрома у педиатрических и взрослых пациентов должна быть решена путем внедрения в нефрологическую практику молекулярно-генетического тестирования.
В статье представлен анализ фундаментальных данных по проблеме стресса и его роли в развитии заболеваний. Научные данные о роли стресса в патологии детского возраста свидетельствуют о чрезвычайной патогенетической значимости стресса. Доказано, что стресс имеет три связанных между собой грани: стресс, как звено в механизме адаптации, стресс, как звено в патогенезе болезней, и адаптация к стрессорным ситуациям, как естественная профилактика стрессорных заболеваний. Научное обоснование основной эволюционно-детерминированной роли стресса, как звена адаптации, свидетельствует о возможности приобретать ту или иную степень резистентности к стрессорным ситуациям. Предотвращение уменьшения чрезмерности стресс-реакции и снижение возможности ее трансформации в звено патогенеза заболеваний ограничивает комплекс механизмов, обозначаемых как стресс-лимитирующая система. Важными являются сведения о развитии и координации стрессовой реакции, которые обеспечиваются сложным комплексом механизмов нейроэндокринной регуляции, объединенных понятием «стресс-реализующая система». Наиболее распространенными формами стресса являются гипоксия плода, метаболические нарушения, токсические воздействия, приводящие к неконтролируемому окислительному стрессу на клеточном и тканевом уровне с развитием осложнений беременности, синдрома задержки внутриутробного развития плода (ЗВУР), стойких изменений и патологических состояний. По мере роста плода потоки кислорода и питательных веществ от матери через плаценту увеличиваются, что сопровождается увеличением риска формирования патологии мозга, сердца, печени и почек с развитием в последующей жизни мультиорганной патологии. Доказано, что окислительный стресс в сочетании со стрессом недостаточного питания в пренатальном периоде увеличивает риск формирования эндокринопатий, заболеваний почек и ряда других хронических заболеваний во взрослом состоянии. В практическом плане особый интерес представляют отрицательные последствия стресса. Раннее выявление психосоциальных и симпатомиметических факторов, вызывающих стресс, является основой профилактики патологии детского возраста.
Молекулярно-генетическое исследование привело к открытию новых генов, кодирующих белки, – транспортеры, котранспортеры и обмениватели, участвующие в транспорте натрия, калия и хлора в толстой восходящей части петли Генле и дистальном извитом канальце. В статье представлены современные данные литературы о генетических типах тубулопатии с ведущим синдромом гипокалиемии и алкалоза – Bartter и Gitelman синдромов у детей. Описаны клинико-генетические особенности шести типов Bartter синдрома с аутосомно-рецессивным и Х-сцепленным типом наследования, подходы к классификации, диагностика и современные методы лечения. С момента первого описания Bartter синдрома известны 6 клинико-генетических вариантов, среди них антенатальные I, II, IVa, IVb, V типы, которые являются потенциально опасными для жизни заболеваниями. Bartter синдром III типа характеризуется манифестацией гипокалиемического алкалоза у детей в раннем и дошкольном возрасте. Лечение Bartter синдрома у детей включает коррекцию водно-электролитных нарушений, применение нестероидных противовоспалительных препаратов (НПВП) для ингибирования избыточного образования почечного простагландина PgЕ 2. Gitelman синдром с аутосомно-рецессивным типом наследования манифестирует у детей в школьном возрасте, в дальнейшем у подростков и взрослых наблюдается усиление клинических проявлений (с выраженными гипомагнемическими судорогами верхних и нижних конечностей, артериальной гипертензией), требующих коррекции. В обзоре представлены клинико-генетические особенности редкой, атипичной формы аутосомно-рецессивного Gitelman синдрома с манифестацией в школьном возрасте, которая характеризуется прогрессирующими двусторонними кальцификатами субкортикальных отделов больших полушарий головного мозга, кальцификатами в базальных ганглиях и субкортикальных отделах мозжечка. В отличие от Bartter синдрома, при котором более тяжелые клинические проявления у новорожденных, грудных и детей раннего возраста, Gitelman синдром имеет тенденцию к усилению клинических проявлений у подростков и взрослых. Лечение Gitelman синдрома у детей и подростков включает коррекцию водно-электролитных нарушений, применение препаратов магния и дотацию соли.
В обзоре приведены исторические сведения изучения кистоза почек, протекающего с гломерулярными кистами, обсуждены вопросы терминологии, представлена классификация заболеваний, протекающих с гломерулокистозом почек. Описаны особенности течения, методы диагностики, лечения и прогноз гломерулокистоза почек в детском возрасте, ренальные и экстраренальные проявления двух подтипов наследственной гломерулокистозной болезни почек: аутосомно-доминантной гломерулокистозной болезни почек, ассоциированной с мутациями уромодулина (OMIM 609886), и семейной гипопластической гломерулокистозной болезни почек, ассоциированной с мутациями HNF-1β (TCF2) гена (OMIM 137920). Выделены диагностическая тетрада семейной гипопластической гломерулокистозной болезни почек, особенности течения и прогноз HNF-1β-ассоциированного заболевания почек с очень ранним выявлением (VEO-very early onset), MODY5 диабета, вызванного мутацией HNF-1β и синдрома 17q12 микроделеции в детском возрасте. По результатам ультразвукового исследования (УЗИ), у плода и новорожденного выявляют гиперэхогенность паренхимы почек, объем которых увеличен или соответствует нормальным значениям. Почечные кисты при гломерулокистозе почек мелкие, расположены в корковом слое или субкапсулярно, единичные или множественные, редко диагностируемые в неонатальном периоде. У детей раннего возраста при УЗИ картина нарастающей гиперэхогенности паренхимы с визуализацией почечных кист в корковом слое или субкапсулярно, уменьшение объема или асимметрия размеров почек. Мочевой синдром при гломерулокистозе почек в детском возрасте характеризуется гематурией, микропротеинурией, магниурией и уратурией в сочетании с гипостенурией и полиурией. Молекулярно-генетическое исследование выявляет мутацию генов, ответственных за развитие наследственных заболеваний, которые протекают с гломерулокистозом почек, и во многом определяет прогноз и тактику ведения пациента. Необходимы системный подход в диагностике и лечении гломерулокистоза почек у детей с целью замедления прогрессирования хронической болезни почек и внепочечных проявлений, сохранение преемственности наблюдения пациентов в педиатрической и взрослой нефрологической структурах.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ. КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
ВВЕДЕНИЕ. Среди системных вазопатий у детей IgA-васкулит Шенлейна-Геноxа (ШГ) относится к наиболее распространенным, по данным разных авторов поражение почек при нем отмечается в 25–80 % случаев и обычно определяет прогноз заболевания.
ЦЕЛЬЮ исследования явился анализ клинических, лабораторных, иммунологических, морфологических характеристик, особенностей течения и лечения нефрита при IgА-васкулите ШГ у детей, а также факторов, влияющих на прогноз.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. В исследование включен 31 пациент с морфологически верифицированным нефритом вследствие IgA-васкулита ШГ (18 – мальчиков, 13 – девочек) в возрасте от 3 до 17 лет, находившихся под наблюдением в нефрологическом отделении УЗ «2-я детская городская клиническая больница» Республиканского Центра детской нефрологии и почечной заместительной терапии г. Минска в период с 2010 по 2019 г. Проанализированы: клинический вариант поражения почек, лабораторные параметры (включая исследование молекул активации лимфоцитов BAFF, RANTES, провоспалительныx IL1β, caspase1, TNFα, факторов роста VEGF, TGF), суточный мониторинг и разовые офисные измерения артериального давления, результаты ЭХО-кардиографии с расчетом индексов, УЗИ сонных артерий с оценкой толщины комплекса интима–медиа, морфологические изменения в почечной ткани, а также схемы лечения.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Показано участие deGal-IgA1, маркеров активации Т- и В-лимфоцитов, провоспалительных и профибротических молекул в развитии болезни. АГ зарегистрирована у 42 % детей, признаки кардиоремоделирования по результатам расчётных индексов у 19,3 %. Снижение уровня адипонектина, витамина D, лептина, повышение обестатина, Pro-BNP, hs-CRP, показателя TSAT позволяет отнести пациентов с нефритом вследствие IgА-васкулита ШГ в группу умеренного риска развития кардиоваскулярных нарушений, что предполагает необходимость своевременной коррекции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В большинстве случаев нефрит при IgА-васкулите ШГ характеризовался доброкачественным течением, редкими рецидивами, прогрессирование до терминальной стадии хронической болезни почек отмечалось в 6,5 %.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Оценить в сравнительном исследовании эффективность цитостатической терапии первого выбора ингибитором кальцинейрина циклоспорином и ингибиторами синтеза нуклеотидов – производными микофеноловой кислоты [микофенолата мофетилом (ММФ)/микофенолатом натрия] рецидивирующего и часто рецидивирующего гормоночувствительного, гормонозависимого и со стероидной токсичностью нефротического синдрома (НС) у детей.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Проведено катамнестическое исследование с оценкой особенностей дебюта, течения, лечения гормоночувствительного НС у 48 детей [29 мальчиков (60 %) и 19 девочек (40 %)] с рецидивирующим и часто рецидивирующим течением, развитием стероидной зависимости и/или токсичности. В сравнительном исследовании оценена эффективность цитостатической терапии первого выбора ингибитором кальцинейрина (циклоспорином) у 17 пациентов и ингибиторами синтеза нуклеотидов (ММФ, микофенолатом натрия) у 31 пациента по длительности ремиссии НС в течение 6 мес и 1 года после лечения.
РЕЗУЛЬТАТЫ. Установлены статистически значимые различия в длительности ремиссии НС в течение 6 мес и 1 года после цитостатической терапии первого выбора ММФ/микофенолатом натрия и циклоспорином у детей. Ремиссия НС в течение 6 мес после терапии ММФ/микофенолатом натрия сохранялась в 67,7 % (у 21 из 31 пациента) в отличие от таковой после терапии циклоспорином – в 29,4 % (у 5 из 17 пациентов) (р<0,05). Ремиссия НС в течение 1 года после терапии ММФ/микофенолатом натрия сохранялась в 58,1 % (у 18 из 31 пациента) в отличие от таковой после терапии циклоспорином – в 23,5 % (у 4 из 17 пациентов) (р<0,05). Циклоспориновая токсичность диагностирована из 17 пациентов у 5 (29,4 %): повышение креатинина (1), артериальная гипертензия (3), гиперплазия десен (3) при терапии более 12 мес с обратным развитием при отмене. Побочные эффекты терапии ингибиторами синтеза нуклеотидов наблюдались из 31 пациента только у 1 (3,2 %) в виде лимфопенического криза.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Ремиссия рецидивирующего и часто рецидивирующего гормоночувствительного, гормонозависимого и со стероидной токсичностью НС у детей в течение 6 мес после цитостатической терапии первого выбора ММФ/микофенолатом натрия или циклоспорином сохранялась в 67,7 и 29,4 % соответственно, в течение 1 года – в 58,1 и 23,5 % соответственно. В результате сравнительного исследования статистически достоверно установлено, что ремиссия НС в течение 6 мес и 1 года сохранялась чаще у детей, получавших терапию первого выбора ММФ/микофенолатом натрия.
ВВЕДЕНИЕ. Изучение физического развития детей с идиопатическим нефротическим синдромом (ИНС) в основном включает оценку длины и массы тела на фоне глюкокортикоидной (ГК) терапии. Недостаточно изучены данные показатели до и после завершения лечения.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: изучить особенности физического развития детей с ИНС в дебюте заболевания, на фоне проведения ГК-терапии и после ее окончания.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Проведен ретроспективный анализ физического развития 89 пациентов с ИНС, госпитализированных в Воронежскую областную детскую клиническую больницу №1 в 1998–2014 гг. методом расчета Z-оценок длины и массы тела в сравнении с региональными нормативами физического развития.
РЕЗУЛЬТАТЫ. В дебюте ИНС значения длины тела 38,2 % детей и массы тела 41,2% пациентов были меньше значений здоровых детей, р<0,001. У детей со стероидчувствительным ИНС (СЧНС) не выявлено отличий Z-оценок длины тела на фоне проведения ГК-терапии (0,17±1,06) и после ее окончания (0,28±1,22), р=0,794. Длина тела уменьшалась у пациентов со стероидзависимым вариантом (СЗНС) по сравнению с пациентами со СЧНС. Значения Z-оценок массы тела детей со СЧНС увеличивались при приеме максимальных доз ГК (0,94±1,59) и возвращались к предыдущим значениям после окончания преднизолонотерапии (-0,24±1,33), р=0,040. У пациентов с часто рецидивирующим течением СЧНС и СЗНС сохранялся избыток массы тела и ожирение после окончания лечения преднизолоном (р=0,009).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Физическое развитие детей с ИНС имеет отличия, связанные с ГК-терапией. Так как длина и масса тела детей с ИНС отличались от нормативных показателей до начала ГК-терапии, возможно влияние генетических факторов, данное предположение требует изучения. Результаты исследования могут использоваться для прогнозирования влияния ГК на физическое развитие у пациентов с ИНС и оценки прогноза заболевания.
ВВЕДЕНИЕ. В основе гемолитико-уремического синдрома (ГУС) лежит патология гемостаза с развитием состояния, угрожающего жизни пациента. Нарушения со стороны системы гемостаза возможно во многом обусловлены наследственной предрасположенностью к тромбофилии.
ЦЕЛЬ. Изучить особенности аллельного полиморфизма генов, ассоциированных с наследственной тромбофилией у 15 детей с гемолитико-уремическим синдромом.
ПАЦИЕНТЫ И МЕТОДЫ. Проведено исследование 15 детей с ГУС в возрасте от 1 года до 4 лет, находившихся на лечении в нефрологическом отделении клиники СПбГПМУ. Типичный ГУС диагностирован у 14 детей. У одного ребенка выявлен атипичный ГУС, подтвержденный лабораторно (повышение уровня антител к протеину Н). В НИИ гематологии и трансфузиологии ФМБА России методом ПЦР у всех 15 пациентов и двух родителей проведен анализ полиморфизма генов, ассоциированных с тромбофилией.
РЕЗУЛЬТАТЫ. У всех обследуемых детей обнаружен полиморфизм генов, ассоциированных с различными звеньями гемостаза. У двух пациентов обнаружена мутация в гене фактора V (FV Leiden). У 7 пациентов из 15 исследуемых выявлено гомозиготное состояние ингибитора активатора плазминогена (PAI-1 – 675 4G/5G).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Мутация FV Leiden, как основная причина резистентности активации протеина С (ингибитора образования тромбина), обнаружена у двоих детей, у одного – с типичным ГУС, у одного – с атипичным ГУС. У 7 детей из 15 обследуемых выявлено гомозиготное состояние ингибитора активатора плазминогена (PAI-1 – 675 4G/5G), что может указывать на недостаточную фибринолитическую активность у этих детей, как важный фактор способствующий развитию ТМА.
ПРОГРАММА НЕПРЕРЫВНОГО ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НЕФРОЛОГИИ 
Работа посвящена 170-летию со дня рождения выдающегося физиолога И.П. Павлова. Отражены некоторые моменты его научной деятельности и биографии. Особое внимание уделено образу И.П. Павлова в произведениях русских художников и скульпторов – современников ученого.
ЮБИЛЕИ 
ISSN 2541-9439 (Online)